Осень мягко золотится.
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.
В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима с Анной
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.
С. Высоцкая
Об этом событии не
сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины
II века «Протоевангелие Иакова».
Согласно существующему
Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.
Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой
придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили
в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на
север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал
Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему
евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может
ли быть что доброе?»
В этом-то городке жила
благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями
Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из
священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью
Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был
человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной
четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и
милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и
уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев
считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им
радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это.
Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу,
он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь
принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя
праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом,
праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала
еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из
таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва
услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных
дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»
Услышав эти радостные
слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если
у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть
оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»
Тот же Ангел Господень
явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы.
Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и
знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты
встретишь свою жену.»
Святой Иоаким немедля
отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для
священников.
Придя в Иерусалим,
Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг
другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились
домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна
родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св.
Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих
знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем,
просил священников благословить Ее.
Праздник Рождества
Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем
мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике
(богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут
святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание
о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы.