СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛИЯ


Илия Пророк
Илия Пророк

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.


Огненное восхождение пророка Илии
Огненное восхождение пророка Илии

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.

И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Илия пророк с деяниями
Илия пророк с деяниями

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия
Пророк Илия

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Семь чудес Серафима Саровского

Семь чудес Серафима Саровского


Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. Было собрано несколько чудес, связанных с именем старца.
Семь чудес Серафима Саровского
фото: Российская газета
1. Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.
2. В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.
3. Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. «Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: «Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!» Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: «Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!» И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: «Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!». Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.
4. Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга — на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.
Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.
5. После крестного хода, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: «Мам!». Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.
6. Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:
У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.
Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.
В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.
И таких примеров — не одна книга.
7. Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: «Что ты надумала?». Женщина не ответила — поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: «Пойдем», и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.


Источник: Российская газета

Равноапостольный великий князь Владимир

Святой равноапостольный князь ВладимирКнязь Владимир в начале своего правления (980 год) был жестоким гонителемхристиан. Он приказывал приводить христиан на поклонение идолам. Христиане отказывались. И тогда он предавал их смерти.
В 988 году войско князя Владимира осадило хорошо укрепленный греческий город Херсонес, умело оборонявшийся его гарнизоном. В то время Владимир уже думал о принятии христианства.
Один из осажденных сообщил Владимиру, где находятся колодцы с питьевой водой, которая поступала по водопроводу  в осажденный город. Князь приказал перекопать водопровод. Получив вскоре известие о сдаче Херсонеса, он потребовал от греческих императоров отдать ему в жены их сестру, царевну Анну. В случае согласия Владимир обещал креститься, в случае отказа грозил разграбить город. Императоры ответили согласием.
Таинства Крещения и венчания решили совершить в Херсонесе. Незадолго до свадьбы Владимир неожиданно ослеп. Царевна убедила его ускорить крещение, чтобы избавиться от болезни.
Как только Владимир крестился, он прозрел. Радуясь своему исцелению и крещению, князь воскликнул: "Теперь только узрел я Бога истинного". Дружина великого князя тут же крестилась. Подобного события  и праздника в их жизни ещё не было.
После крещения Владимир обвенчался с царевной Анной. Греки вручили ему рукописный Символ веры. В память об этих торжествах князь воздвиг в Херсонесе церковь. Возвратив город грекам, Владимир отправился в Киев крестить Русь.
Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг".
Всюду по Святой Руси повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, уничтожить идолов, а на месте их строить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы.
Почему святого благоверного великого князя Владимира мы называем равноапостольным? Потому что она крестил Русь. И точно так же, как святые апостолы, учил людей (наших древних предков) Православной вере.

Святая равноапостольная Ольга

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Икона из янтаряХотя славяне и варяги ещё оставались язычниками, но святая Христова вера уже дошла до Киева. При Игоре, Ольгином муже, в Киеве уже было немало христиан православной греческой веры и стояла соборная церковь во имя св. Илии.
Видя добродетельную жизни киевских православных, Ольга сблизилась с ними и вскоре поняла, что правда и спасение не в идолопоклонстве, а в христианстве. Чтобы узнать истинную веру ближе, она решила съездить в главный город Византийской империи Царьград (Константинополь). С нею поехало много именитых женщин, послов и разного чина людей.
В 957 году русская княгиня Ольга прибыла в Царьград. В греческой земле было тогда два царя. Приняли они русскую княгиню без особого почета, заставив её немалое время прождать на городской корабельной пристани. После этого стали показывать ей святые храмы Божии. Были они красоты дивной, церковная служба шла с величием неописанным. Увидев всё это и узнав от греческих священников, в чем есть смысл их веры, мудрая Ольга захотела сподобиться вечной жизни. Крестил её сам цареградский патриарх, а восприемником от купели был император. При крещении княгине Ольге дали имя Елены, в честь святой греческой императрицы.
Когда чин крещения совершился, патриарх рассказал ей о церковном уставе, посте, молитве и заметил: "Благославенна в женах русских, потому что оставила тьму и полюбила свет. Благословят тебя люди русские до последнего рода".
Приняв крещение и получив дары от греческого царя, своего крестного отца, Ольга вернулась благополучно в Киев. Спустя некоторое время греческий царь прислал к ней посла и велел сказать:"Я тебя много одаривал, и ты обещала одарить меня рабами, воском, мехами и прислать мне рать на помощь". Ольга отвечала послам: "Скажите вашему царю, что я дам ему всё, что обещала, только пусть он прежде постоит у меня на Почайне (ручей в Киеве), сколько я стояла у него в гавани".
Святая Елена на иконах изображается вместе со своим сыном императором Константином, держа в руках крест. Тот самый Крест, на котором был распят Иисус Христос. Константин и Елена обрели Святой Крест, проведя раскопки на месте распятия Иисуса Христа - горе Голгофе.
Сохранилось предание, что Ольга привезла из Царьграда в Киев крест со вставкой из Святого Креста Господня и установила его в одну из возведенных ею церквей.
Став христианкой, Ольга заботилась о просвещении славян. Крещение Ольги оказало большое влияние на его внука - великого Князя Владимира. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние святого Владимира (память 15/28 июля) - Крещение Руси.
Христианское имя святой Ольги - Елена (в переводе с древнегреческого "факел"), стало выражением горения её духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории христианской России. В летописи о святой Ольге сказано, что она первая от Руси в Царство Небесное вниде (вошла)".

НА КАЗАНСКУЮ

Казанская икона Божией МатериНичто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.
То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.
Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице. Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…
А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.
Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.
Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.
Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.
Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)
Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.
Если, конечно, Она помолится.
Если, конечно, мы Ее об этом попросим.
***
Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.
Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: http://www.pravoslavie.ru/

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ: УЧИТЕЛЬ ТИШИНЫ

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Преподобный Сергий Радонежский
Статья Сергея Худиева. http://radonezh.ru/
В этом году мы торжественно отмечаем 700 летие со для рождения “Игумена земли Русской” - преподобного Сергия Радонежского. Мир, в котором жил преподобный Сергий, мир средневековой Руси, был очень непохож на наш - книги были только рукописными и очень дорогими, передвигались люди только на вьючных животных или на своих ногах, и вообще мир средневекового человека был гораздо меньше. Сегодня мы живем в мире высоких технологий, когда звук и изображение с другого конца планеты оказывается на наших мониторах практически мгновенно.
Но эти отличия можно счесть чисто внешними и, в общем-то, неважными, потому что преподобный Сергий жил в мире, где человеческое сердце было таким же, как и сейчас. Люди враждовали и дрались, спихивали своих ближних, чтобы вскарабкаться на ступеньку выше, князья вели междоусобные брани, проливая кровь и чиня обиды и несправедливости. Люди массово переселялись с места на место, спасаясь от войн и притеснений.
Это был мир, в который пришел преподобный Сергий - и изменил его навсегда. И сегодня нам совершенно необходимо вглядеться в его образ и воззвать к его молитвам - потому что у него мы найдем ответы на те вопросы, которые стоят перед нами сейчас.
Преподобный Сергий оказал глубочайшее влияние на русскую историю; кем же он был? Правителем? Полководцем? Социальным реформатором?
Нет. Он был монахом, который совсем не ставил себе целью что-то менять в мире - он, прежде всего, искал изменить себя, освободиться от греха, общего нашей падшей природе, послужить Богу. Он удалился от шума и суеты этого мира в пустынное место, в двенадцати верстах от Радонежа, чтобы полностью посвятить себя  молитве. Место было это тогда совершенно глухое. Как пишет Епифаний Премудрый, "К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес – безлюдная чаща и глушь"
Первоначально он подвизался вместе со своим братом, Стефаном, но тот, не выдержав трудностей отшельнической жизни, удалился в Москву, в Богоявленский монастырь.
Жизнь в  уединении, действительно, не была легкой; как мы читаем в его житии, "Преподобный Сергий претерпел много нападений и скорбей от бесов, зверей и гадов. Но никто из них не прикоснулся к нему и не причинил ему вреда, потому что благодать Божия хранила его. Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется; как в древности первозданному Адаму до нарушения им заповеди Господней, так же и Сергию все покорялось, когда он жил один в пустыне"
И Бог таинственно прославил Своего подвижника. К нему, не искавшему учительства, пришли учиться; у него, избегавшего всякой власти, стали искать руководства; избегавший всякой мирской славы, он стал известен всей Руси - а сейчас и всему христианскому миру.
Какое влияние на мир может оказать человек, удалившийся от общества, погруженный в молитву и тяжелый труд? По любым мирским меркам - никакого. Но вся история Церкви показывает, что в реальности дело обстоит наоборот - именно те, кто уходят от смуты и суеты этого мира, и меняют его глубже всего. Именно монашество является силой, созидающей христианские народы. Почему это так?
Христианский подвижник становится тем, в чем более всего нуждается наш мир - Божиим присутствием  в этом мире, тем, через кого совершается спасительное дело Христово. Такие люди редки; большинство людей - в  том числе, большинство христиан - слишком оглушены криками и воплями этого мира, чтобы прислушаться к "веянию тихого ветра" в котором к людям говорит Бог. Большинство людей ищут устроиться в жизни по собственному разумению, а когда это приводит ко многим и бедам, пытаются поправить дело, опять же, по-своему, от чего выходит еще хуже.
И вот иногда милосердный Бог посылает в мир людей, которые готовы Его слушать - удаляться в леса и пустыни, от крика и шума, и предстоять перед Богом, полностью предаться Ему, чтобы Он действовал через них. Для каждого верующего человека должно быть очевидно, что любое добро, любое исцеление, любая помощь, которая может прийти в мир, может прийти только от Бога; и если он хочет быть в этом участником, ему нужно отложить все и искать воли Божией. Но мало кто из нас способен на это.
Преподобный Сергий оказался способен; и Бог совершил через Своего святого поистине великие и чудные дела - основание десятков обителей, множество прославленных святых, которые явились учениками Преподобного, духовное просвещение и нравственное преображение множества людей.
Сегодня мы снова живем среди вражды и кровавых усобиц. Наш мир, как и мир преподобного Сергия, раздираем человеческим грехом.  Где же нам искать выхода? И преподобный Сергий показывает нам - в молитве и предстоянии пред Богом. Битва, к которой мы призваны, есть духовная битва - та же самая, которую вел Преподобный - и результаты этой битвы скажутся не только в духовном, но и в материальном мире, не только в вечности, но и в текущей исторической реальности. Бог ищет людей, которые и будут искать внутренней тишины, в которой они услышат Его голос.
Источник: http://radonezh.ru/

День святых апостолов Петра и Павла

Церковь отмечает праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню.
Церковь отмечает праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые   в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот   день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).

Источник: http://pravmir.ru/

Тобольск

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: «ЦЕРКОВЬ БЕРЕТ НА СЕБЯ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИДТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»

Патриарх Кирилл: Церковь сегодня берет на себя особую ответственность идти против течения22 июня 2014 года, по окончании Литургии в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля, состоялся торжественный прием по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Тобольскую митрополию, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. В заключение приема к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Поделившись своими впечатлениями от пребывания на Тобольской земле, Святейший Патриарх напомнил о «беспрецедентном в истории земной цивилизации подвиге» русских землепроходцев, освоивших бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Предстоятель подчеркнул, что людьми, прошедшими тысячи километров через топи, болота и леса, двигала не жажда наживы или славы, а та духовная сила, которая воспитывается Церковью «в каждом храме и в каждом монастыре».
«Религиозная жизнь, — продолжил свою мысль Патриарх Кирилл, — это в первую очередь работа, тяжелая работа над самим собой. И эти люди прошли через подобную духовную школу. Они были героями духа. Внутренняя пружина, сформированная этой духовной работой, распрямлялась и выталкивала как катапульта. Как ракета, преодолевающая земное тяготение, вырывается в космос, так и наши предки шли вперед. Они были способны отдавать самих себя. Эту способность формирует религиозное чувство, в то время как современная цивилизация навязывает совершенно иной образ жизни: не отдавать, а брать».
«Церковь сегодня берет на себя особую ответственность идти против течения. Каждый священник сегодня несет огромную ответственность не только за своих прихожан, но через них и за судьбу Отчизны — он на передней линии борьбы за величие и достоинство нашей Родины. Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества, потому что без него суверенитет географический и политический ничего не значит. Именно поэтому так важно сопрягать веру с собственной жизнью, сохранять способность быть героями», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Героизм должен сопровождать нас каждый день, — убежден Святейший Патриарх Кирилл. — Мы должны в чем-то ограничивать себя ради других — ради жены или мужа, детей, родителей, ради друзей, ради тех, с кем мы общаемся. Без этого героизма нет подлинной человеческой жизни, а есть только борьба за выживание на биологическом уровне. Способность к самопожертвованию — это и есть героизм, этому и учит Церковь».

Источник: http://radonezh.ru/

Петров пост

Петров пост
Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Петров или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.
В 2014 году Петров пост длится с с 16 июня по 12 июля.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста.
Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко.

Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. — М., 1882. Сс. 151-152).


Источник: http://www.pravmir.ru/